Сегодня хотелось бы рассказать об одном случае из моей практики наследственных споров. За консультацией обратился наследник. Будучи братом покойной, он подал заявление к нотариусу о принятии наследства. Но вскоре после этого получил повестку в суд. Иск на него подали проживавшие по соседству с сестрой граждане. Они утверждали, что сестра составила завещание, всё имущество оставляя истцам, а не родному брату.
Это было необычное завещание. Нотариус его не удостоверял. Вместо с этого внизу стояли подписи неких свидетелей. Именовался документ «завещанием, совершенным в чрезвычайных обстоятельствах».
Действительно, Гражданский кодекс РФ предусматривает, что завещание может быть оформлено без нотариуса. В некоторых случаях его удостоверяют приравненные к нотариусу лица (капитаны морских судов, начальники экспедиций и т.п.). А в исключительных случаях, именуемых чрезвычайными, можно обойтись и вовсе без удостоверения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1129 Гражданского кодекса РФ гражданин, который находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание в соответствии с правилами статей 1124 — 1128 Гражданского кодекса РФ, может изложить последнюю волю в отношении своего имущества в простой письменной форме.
Такое завещание пишется наследодателем собственноручно. Оно должно быть составлено и подписано в присутствии двух свидетелей.
В отличие от обычного завещания, завещание в чрезвычайных обстоятельствах требует признания со стороны суда. Именно суд должен определить, имелись ли те самые обстоятельства. Иными словами, было ли обосновано отступление наследодателем от нотариальной формы завещания или всё же у него была возможность воспользоваться услугами нотариуса.
Изучив материалы дела, я обнаружил, что достаточных доказательств наличия чрезвычайных обстоятельств истцами не представлено. Они ссылались лишь на то, что наследодатель почувствовала резкое ухудшение самочувствия и ни один нотариус при этом не был готов выехать к ней для оформления завещания на дому. В результате она, якобы, написала при свидетелях текст завещания, а на следующий день умерла.
Представляя интересы брата покойной в суде, мне удалось убедить суд в том, что положение, в котором находилась наследодатель, не было исключительным и внезапным. Факт плохого самочувствия, который к тому же не имел никакого документального подтверждения, сам по себе не является основанием для отступления от нотариальной формы завещания. Покойная имела возможность заранее обратиться к нотариусу, но не сделала этого.
Представленное «завещание в чрезвычайных обстоятельствах», не будучи удостоверенным в нотариальном порядке, являлось недействительной, а точнее ничтожной, сделкой. Волю наследодателя оно не подтверждало. В связи с этим суд отказал истцам в удовлетворении исковых требований. А мой доверитель, напомню – брат покойной, смог получить полагающееся ему по закону наследство.
АДВОКАТ ВЛАДИМИР ЧИКИН
Помощь по наследственным спорам