Законопроект о депутатах-банкротах

Законопроект о депутатах-банкротах

В октябре в Госдуму поступил законопроект № 899214-6 с незамысловатым названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его инициатор — член Совета Федерации В.В. Полетаев.

Проект закона небольшой — весь текст на три страницы. К нему прилагается такая же краткая пояснительная записка. Между тем, данный документ сулит, в случае его принятия, дополнительную интригу для последующих избирательных кампаний самого разного уровня. Но — обо всём по порядку.

Согласно предлагаемому проекту полномочия

  • депутата Государственной Думы,
  • члена Совета Федерации,
  • депутата представительного органа субъекта федерации или местного самоуправления,
  • главы муниципального образования,
  • гражданского и муниципального служащего

прекращаются в случае признания соответствующего лица банкротом вследствие неспособности исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Законопроект, очевидно, ещё «сырой» и можно ожидать, что в ближайшее время он будет обретать уточнения и дополнения. Об этом, в частности, свидетельствует рост интереса к нему со стороны других депутатов — количество инициаторов проекта в короткие сроки выросло до девяти человек.

Пока же рассмотрим перспективу лишения статуса депутата, исходя из предложенного варианта закона.

Процедура банкротства граждан стала возможной с 1 октября 2015 года. По арбитражным судам прошла первая волна обращений. Однако на сегодняшний день судебные процессы дальше стадии рассмотрения первоначального заявления не ушли. Поэтому о перспективах применения закона о банкротстве в отношении депутатов можно говорить, исходя лишь из буквального толкования норм о банкротстве физлиц и рассмотрения аналогичной практики по юридическим лицам.

Как следует из рассматриваемого проекта закона, для лишения статуса депутата (далее будем именно так обобщенно называть всех обозначенных выше) должны быть соблюдены следующие условия:

  • депутат признан банкротом и
  • в числе требований, предъявленных к депутату, есть и требования по уплате обязательных платежей.

Условие первое: депутат – банкрот

Разберемся в нюансах признания гражданина (депутата) банкротом.

Во-первых, надо инициировать дело о банкротстве. Сделать это может кто-то из кредиторов, уполномоченный орган (налоговая) или сам должник. Для последующего лишения статуса депутата будет неважно, кто начал банкротство.

Законом предусмотрены различные процессуальные и материальные условия для открытия процедуры. Одно из основных: размер задолженности перед кредитором, обратившимся с заявлением о банкротстве депутата, должен составлять не менее 500 000 рублей.

Во-вторых, суд должен прийти к выводу о невозможности применения к должнику процедуры реструктуризации задолженности.

Теоретически решение о признании банкротом может быть принято уже при рассмотрении первоначального заявления о банкротстве. Но основания для этого жесткие и подойдут далеко не для каждого банкротящегося депутата (впрочем, достаточно хотя бы одного):

  • отсутствие источника дохода,
  • неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление в сфере экономики,
  • неистекший срок, в течение которого депутат подвергался административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство,
  • депутат в течение предшествовавших пяти лет признавался банкротом,
  • в течение предшествовавших восьми лет не удавалось утвердить план реструктуризации долгов депутата (по более ранним процедурам его банкротства).

Следует ожидать, что банкротом можно будет признать депутата не сразу, а только после того, как к нему не удастся применить реструктуризацию долгов. Это значит, что либо план реструктуризации не будет утвержден, либо он будет не исполнен, либо не будет исполняться мировое соглашение, заключенное должником и кредиторами.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании депутата банкротом начинается процедура реализации его имущества. Ну, а в случае вступления в силу рассматриваемого законопроекта, «доброжелатели» обратят свои взоры на реестр требований, чтобы узнать, соблюдено ли второе условие для лишения депутата статуса.

Условие второе: депутат задолжал бюджету

Обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджеты разных уровней или в государственные внебюджетные фонды, включая штрафы и пени.

Применительно к депутату-банкроту речь идет о задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц. Долг по НДФЛ у депутата может возникнуть в некоторых неординарных случаях, например, при необоснованном применении налоговых вычетов.

Здесь возникает вопрос: будет ли депутат действовать настолько беспечно, чтобы допустить наличие задолженности по налогам на момент принятия решения о его банкротстве?

Полагаться на беспечность не придется. Долг, вероятнее всего, будет заблаговременно погашен.

Оспорить такую оплату теоретически можно по основаниям, предусмотренным статьей 61.3 Закона о банкротстве (сделка, влекущая оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими). Однако обнаружить произведенную народным избранником оплату будет сложнее, чем если бы это делало банкротящееся юрлицо.

В целом, если размер долга по налогу будет относительно небольшим, проблем по его оплате при должной осмотрительности депутата не возникнет. Таким образом, и опасность быть лишенным депутатского статуса пройдет стороной.

Законопроект с перспективой

У законопроекта № 899214-6 есть все шансы быть доработанным ещё нынешним составом Госдумы. В случае исключения из него положений о том, что наличие у депутата-банкрота задолженности по налогам имеет какое-то принципиальное значение, данный закон превратится в мощное оружие избирательных кампаний всех уровней, а также инструментом по снятию уже избранных депутатов.

Согласно пояснительной записке к рассмотренной редакции законопроекта факт признания депутатов банкротами по причине неуплаты обязательных платежей «способно подорвать авторитет публичной власти (как государственной, так и муниципальной), опорочить ее в глазах рядовых граждан Российской Федерации и тем самым создать препятствия на пути эффективного осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий».

Допускаем, что в будущих редакциях законопроекта мы увидим, что и неуплаченный депутатом банковский кредит также является компрометирующим в глазах народа обстоятельством. Но уже сейчас политические конкуренты могут начинать банкротить друг друга. Прозапас.

© VVCL

Поделиться:

Оставить комментарий

*

Комментариев нет