C 1 октября 2015 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые запустили новый механизм банкротства граждан. Здесь мы расскажем о том, кто имеет право подать на банкротство гражданина.
Банки банкротят своих клиентов
По данным анализа картотеки арбитражных дел на сайте «Электронное правосудие», за первую неделю с момента вступления в силу названных поправок в отношении физических лиц только Сбербанк подал свыше 100 заявлений о банкротстве граждан. Как правило, такие иски подаются в отношении бизнесменов, поручавшихся по кредитам своих компаний.
Такая волна исков со стороны банков-кредиторов вполне понятна и ожидаема, ибо как мы говорили ранее, – банкротство граждан содержит некоторые «про-кредиторские» нормы, упрощающие подачу иска к гражданину-должнику. К примеру, банку не требуется решения суда, для подачи заявления о банкротстве.
Так, одним из первых должников, в отношение которого был подан иск о банкротстве, стал руководитель Новосибирского государственного театра оперы и балета, а по совместительству бизнесмен и владелец холдинга JFC Владимир Кехман.
ФНС разберется с вашими долгами
Однако иски о банкротстве в отношении граждан могут быть поданы и со стороны налоговой. Такие полномочия предоставлены налоговикам законом – в силу положений п. 1 ст. 213.3 правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладает, в том числе и налоговый орган. В этом случае так же действует «про-кредиторская» норма — абз. 2 п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве, согласно которой заявление в отношении гражданина-должника может быть подано налоговой без решения суда.
Так 7 октября 2015 года Федеральная налоговая служба обратилась с иском о признании банкротом заслуженного артиста России певца и композитора Аркадия Укупника.
Перефразировав одну из песен Аркадия Семеновича, скажем: «Банкротство – дело тонкое, Петруха!»
Подать на банкротство самостоятельно?
Механизм банкротства граждан дает возможность гражданину-должнику не дожидаться наступления оснований для подачи иска о банкротстве со стороны кредитора. Он может подать на банкротство самостоятельно, заблаговременно, как трактует это закон, в случае предвидения банкротства: при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он (гражданин) не в состоянии исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. При этом гражданин должен отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Неплатежеспособность гражданина – это его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;
- более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;
- размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;
- наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Однако закон имеет интересную оговорку. Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.
Теперь попытаемся ответить на заданный выше вопрос: а стоит ли гражданину самому обращаться заблаговременно? Ведь есть же обязанность обратиться, когда он (должник) уже не может отвечать по своим обязательствам перед кредиторами, и удовлетворение требований одного кредитора приведет к невозможности удовлетворить иные требования.
Имея большой опыт работы в области банкротства юридических лиц, можно прийти к выводу, что такая норма полезна гражданину-должнику. И вот почему. Ключевым участником любой процедуры банкротства, конечно же, является арбитражный управляющий. В деле о банкротстве гражданина он именуется «финансовым управляющим».
В его полномочия включен обширный круг вопросов, в частности:
- проведение анализа финансового состояния гражданина;
- выявление имущества должника (получение информации о любом имуществе гражданина);
- получение любых, в том числе охраняемых законом, сведений о гражданине;
- выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства гражданина-должника;
- оспаривание сделок гражданина-должника;
- заявление возражений относительно требований кредиторов должника;
- созыв собраний кредиторов;
- ведение реестра требований кредиторов;
- контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, за своевременным исполнением требований кредиторов.
Как вы сами можете убедиться, полномочия финансового управляющего охватывают весь спектр вопросов банкротства гражданина.
Опережая требования кредиторов и заранее предвидя свою неплатежеспособность и имущественный дефицит, гражданин-должник может практически «подобрать» кандидатуру финансового управляющего. Норма п. 4 ст. 213.4 Закона о банкротстве предоставляет право гражданину указать в своем заявлении наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО), в которой состоит финансовый управляющий.
Более того, механизм закона о банкротстве граждан предоставляет гражданину-должнику право еще на этапе подачи заявления дать свое согласие на привлечение лиц, обеспечивающих исполнение возложенных на финансового управляющего обязанностей.
Раскрывая информацию, содержащуюся как бы в подстрочнике данных положений закона, – должник, предвидя свое банкротство, может заранее «выбрать» финансового управляющего и лиц, оказывающих ему содействие в процедуре. Тем самым гражданин-должник обеспечит себе возможность «комфортного» урегулирования процедуры.
Мы сознательно взяли в кавычки слово «выбрать», ибо напрямую должник в заявлении указывает только сведения о СРО. Однако наша практика показывает, что правильный подход к выбору СРО позволяет получить нужную заявителю кандидатуру финансового управляющего.