Ликвидация ООО с долгами, или «Беспокойный сон генерального директора»

Каждый из нас хотя бы раз слышал о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и о представленном в книге образе Понтия Пилата, обреченного на бесконечный беспокойный сон, в котором пятого прокуратора Иудеи терзает мысль об одном неверно принятом решении.

Помочь принять правильное решение — вот задача любого консультанта. Помочь принять правильное и эффективное решение – цель, к которой должен стремиться юрист.

Деятельность руководителя организации есть череда управленческих решений, направленных на получение главного результата коммерческой деятельности – извлечение прибыли. Но в коммерческой деятельности любого предприятия может случиться момент, когда объем задолженности общества перед своими кредиторами становится критическим, точка «невозврата» пройдена и уже никаких активов общества недостаточно для погашения долгов. И вот тут нужно принимать единственное верное решение – ликвидация общества.

Говоря ликвидация общества, мы сознательно используем этот термин в некоем обобщенном его значении — как прекращениие деятельности.

Законодательство рассматривает несколько вариантов, при которых общество может прекратить свое существование полностью, например добровольная ликвидация или банкротство, либо прекратить свое существование в первоначальном виде, а именно реорганизоваться.

Гражданское законодательство определяет несколько способов реорганизации:

  • слияние – когда права и обязанности двух или более организаций переходят к вновь созданному юридическому лицу;
  • присоединение – здесь права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к другому юридическому лицу;
  • разделение – переход прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам согласно передаточному акту;
  • выделение – способ, при котором права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к выделенным (выделенному) юридическим лицам в соответствии с передаточным актом;
  • преобразование (при том, что ГК РФ указывает на неприменение к преобразованию правил о реорганизации, что вполне логично) – изменение организационно-правовой формы предприятия, без изменения состава прав и обязанностей.

В сложившейся юридической практике распространение получил термин «альтернативная ликвидация». Говоря «альтернативная ликвидация», юристы, предлагающие свои услуги по осуществлению таковой, как правило, предлагают владельцам бизнеса реорганизацию путем слияния или присоединения.

Итак, возвращаемся к термину ликвидация. Как предписывают положения гражданского законодательства, добровольная ликвидация по решению учредителей (участников) общества может быть осуществлена лишь при одном условии — достаточности имущества общества, для удовлетворения требований кредиторов.

Но как мы помним, наш случай слишком печальный – имущества нет. Объем обязательств перед кредиторами нарастает подобно лавине, и в т.ч. обязательств перед налоговыми органами. Следовательно, ни о какой добровольной ликвидации говорить не приходится.

Тут, по идее, все понято. Не можешь ликвидироваться добровольно, закон предписывает управленцу принять простое и верное решение – подать требование о признании должника банкротом. Но процедура банкротства, кажется нашему управленцу долгой и дорогостоящей. Да и риск ответственности управленца по долгам общества видится достаточно реальным. А в бизнес-среде укоренилась поговорка — «долги отдают только трусы».

Возвращаясь к образу Понтия Пилата. «Трусость – самый страшный порок», — так говорил прокуратору перед казнью Философ.

Но на помощь управленцу приходят юристы, предлагающие «альтернативную ликвидацию» стоимость которой в разы отличается от затрат связанных с сопровождением процедуры банкротства (ранее в своих статьях мы уже говорили о том, сколько стоит банкротство).

Вот он ключ к решению проблемы, говорит вам ваш новый консультант. Общество «альтернативно ликвидировано» и долг растаял, нет необходимости считать убытки. Впереди новые вершины бизнеса.

Но давайте разберемся, так ли это.

Итак, недорогая, быстрая и «эффективная» альтернатива ликвидации. Алгоритм, как правило, прост, но мы рассмотрим весь спектр действий.

1-й этап. Участники общества-должника и тот самый управленец отходят в сторону, и заменяются на уже «подготовленных людей», которых любят называть «номиналами», а в официальной хронике деклассированными элементами.

2-й этап. Общество-должник и специально созданная фирма, находящаяся, где-нибудь у «черта на куличках» с адресом массовой регистрации принимают решение о слиянии или присоединении. При этом участниками общества и руководителями, с которым сливается должник, являются такие же «подготовленные люди». Тут могут быть вариации связанные с количеством фирм «сливаемых» в общество-правопреемника. Это зависит от жадности и расторопности консультантов, оказывающих услуги по реорганизации.

3-й этап. Уведомление регистрирующего органа и публикация уведомления о регистрации (дважды не реже раза в месяц).

Теперь о результатах этого алгоритма и проколах «альтернативной ликвидации».

Прокол первый

Адрес массовой регистрации и использование «номиналов».

Налоговый орган, недополучая сведения или получая недостоверные, по его мнению, сведения о местонахождении реорганизованного юридического лица проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении по ст. 14.25 КоАП РФ (предоставление недостоверных сведений о юридическом лице). И вот уже существует угроза не только административного штрафа, но и дисквалификации руководителя, принявшего неверное решение.

Прокол второй

Но вы «подстраховались». Вы сменили директора общества-должника на «номинала» еще до принятия решения о реорганизации.

В этом случае законодательство подбрасывает вам еще более интересный сюрприз – налоговые органы имеют возможность передать материалы проверок для возбуждения уже уголовного преследования. Соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках статей 170.1 (фальсификация сведений в ЕГРЮЛ), 173.1 (образование, реорганизация юридических лиц через подставных лиц), 173.2 (предоставление сведений в ЕГРЮЛ через подставных лиц) УК РФ, где субъектом указанных составов преступлений, является не подставное лицо, а именно управленец (первый директор общества), а так же участник (учредитель), принимающий решение о реорганизации.

Прокол третий

Налоговым органам предоставлена возможность провести проверку по налоговым задолженностям уже после проведенной регистрации реорганизации общества. С большой долей вероятности можно предположить, что такие задолженности будут выявлены. Например, может быть проверена правильность исчисления и уплаты НДС.

Документы, подтверждающие правильность исчисления, а именно первичная документация, будут истребованы у нового директора – «номинала». Не трудно догадаться, что к тому времени этот директор не сможет вспомнить и названий обществ, в которых ему довелось «руководить», а уж тем более не сможет представить документацию. Тогда как ответственность за нарушения, допущенные до смены руководства, будет нести наш управленец (в некоторых случаях и главный бухгалтер), которые исполняли свои должностные обязанности именно в проверяемый период (ст. 199, 199.1, 199.2 УК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). И в этом случае «альтернативная ликвидация» от ответственности не спасет.

И вот наш «управленец» уже плохо спит. Он и думать забыл о стоимости ликвидации и сроках. А думает о сроках уголовной ответственности, стоимости штрафов и других «сопутствующих» услуг помощников и «решал», которые предлагают ему снова быстро и без особого труда устранить проблемы.

Но есть и еще один момент.

Прокол четвертый

В случае признания решения о реорганизации юрлица недействительным у участника реорганизованного юрлица, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в голосовании, а также у кредиторов реорганизованного юрлица появится право потребовать возмещения убытков. Возместить убытки обязаны лица, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации. Они, а также юрлица, образованные в результате признанной недействительной реорганизации, отвечают перед участниками и кредиторами реорганизованного лица солидарно (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ).

И вот уже череда кредиторов в судебном порядке возмещает убытки в размере долговых обязательств Общества непосредственно с участников (учредителей) общества и того самого Управленца принявшего решение.

Так что же лучше: легальная и честная процедура банкротства или быстрая и дешевая «альтернативная ликвидация с долгами»? Задавайте свои вопросы и оставляйте комментарии к данной статье — мы с радостью вам ответим.

2 комментария

  1. А если ликвидацию отменить, то имущесство можно вернется этому ООО? и потом взыскать по своим долгам.

    1. Добрый день! Если в реестр юридических лиц внесена запись о завершении ликвидации на основании недостоверного ликвидационного баланса, можно отменить такую запись, «оживить» юрлицо и начать банкротство.
      Кроме того, если ваши права были нарушены действиями ликвидатора (ликвидационной комиссии) или участников общества, вы можете возложить на них обязанность по возмещению убытков.
      Если позднее выявится какое-либо имущество ликвидированного лица, не распределенное в ходе ликвидации, вы сможете претендовать на него.
      Обращайтесь, мы поможем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *