Некоторые вопросы апостилирования сертификатов о резидентстве

Обоснована ли позиция Налогового комитета Казахстана, требующего апостилирования сертификата о резидентстве от российских налогоплательщиков? Есть ли основания у Минюста России отказать в апостилировании документа? В праве ли заявитель настоять на апостилировании документа, если и без апостиля он мог бы быть принят другой страной?

Справки о подтверждении постоянного местопребывания в России

В соответствии с ч. 5 ст. 219 НК Республики Казахстан «если иное не установлено … международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов … подлежит дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок».

Согласно статье 3 Гаагской Конвенции «единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля».

В соответствии со статьей 13 Минской Конвенции и статьей 12 Кишиневской Конвенции «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения».

В силу пп. ii п. и ч. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 года «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» уполномоченным органом Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации.

Информационным сообщением Минфина РФ от 23 декабря 2003 года последний делегировал полномочия выдавать подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации российских организаций Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (п. 15) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реорганизовано в Федеральную налоговую службу.

Информационным сообщением ФНС на Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных возложены полномочия по выдаче подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с данным информационным письмом сообщением ФНС «выдача Подтверждения осуществляется путем:

— выдачи справки установленного образца;

— заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства».

Таким образом, справки о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации формально соответствуют требованиям Минской Конвенции 1993 года и Кишиневской Конвенции 2002 года.

Позиция Налогового комитета Казахстана

В силу разъяснений, изложенных в Письме Минфина РК, «нормы Кишиневской (Минской) конвенции … не применяются к налоговым правоотношениям».

В соответствии с пп. 20 п. 13 Положения о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан (утв. приказом Министра финансов РК от 24 апреля 2008 года № 201) комитет в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке осуществляет разъяснение и дает комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 20 НК РК органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

Согласно п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» «такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства».

Таким образом, согласно позиции Налогового комитета Минфина РК для Республики Казахстан необходимо апостилировать сертификаты о резидентстве, выданные российскими налоговыми органами. При этом разъяснения, устанавливающие необходимость апостилирования, носят ненормативный характер и их положения могут быть оспорены в суде.

Позиция Минюста России

В соответствии с письмом Минюста России № 06-77435/13 от 27 августа 2013 года, «в случае если … справки соответствует требованиям статьи 13 Конвенции, проставление на них апостиля для целей последующего предъявления в налоговые органы на территории Республики Казахстан не требуется».

Как следует из статьи 35 Регламента Минюста России (утв. Приказ Минюста России от 03 июля 2012 года № 130) в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, отказывается, если «официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов».

Таким образом, Минюст России не проставляет апостиль на сертификатах о резидентстве.

© Дмитрий Гольский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *