Взыскание убытков с дилера/производителя

Вопрос: можно ли в регрессном порядке взыскать с дилера/производителя убытки, вызванные поставкой товара ненадлежащего качества, проданного потребителю?

Анализ законодательства

В соответствии с ч. 1 ст. 518 ГК РФ «покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества».

В соответствии с ч. 1 ст. 475 ГК РФ «если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара».

В соответствии с ч. 2 ст. 475 ГК РФ «в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору».

В соответствии с ч. 2 ст. 518 ГК РФ «покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки».

Анализ судебной практики

В судебной практике существует две позиции относительно значения решения по гражданскому спору продавца с потребителем на спор продавца с дилером.

  1. Решения по спорам с потребителями не влияют на споры с дилерами, поскольку:
  • на отношения покупателя дилером не распространяются нормы Закона о защита прав потребителей, регулирующие отношения продавца с покупателем;
  • отсутствуют доказательства надлежащего хранения и транспортировки товара продавцом;
  • отсутствуют доказательства передачи дилером продавцу товара ненадлежащего качества;
  • результаты экспертизы, проведенной без участия контрагента, не являются надлежащими доказательствами поставки некачественного товара.
  1. Факт продажи ответчиком некачественного товара является доказанным в силу статьи 69 АПК РФ, а несогласный дилер имеет право ходатайствовать о проведении новой экспертизы, обязанность доказать возникновение недостатков после продажи ложится на дилера. При этом:
  • взысканию полежит только стоимость возвращенного товара;
  • на решение о возмещении убытков не может влиять несанкционированная установка дополнительного оборудования или нарушение правил эксплуатации, если они не влияют напрямую на возникновение неисправности.

ВАЖНО!

Нельзя предъявлять претензии напрямую производителю, минуя поставщика/дилера, стоящего между продавцом и производителем.

Заключение эксперта по спору между продавцом и покупателем должно указывать на то, что недостаток является производственным, а не возник до продажи товара конечному покупателю.

Таким образом, продавец может взыскать убытки с дилера в случае, если по спору между продавцом и конечным покупателем будет установлен факт поставка товара, имеющего производственный дефект, при этом рекомендуется на проводимую экспертизу пригласить представителя дилера.

© Дмитрий Гольский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *