Президиум ВАС РФ о применении статей 178 и 179 ГК РФ

Президиумом ВАС РФ было выпущено Информационное письмо № 162 от 10 декабря 2013 года. В нем изложена трактовка статей 178 и 179 Гражданского кодекса РФ с учетом изменений, внесенных в кодекс в 2013 году.

Ранее нами давался сравнительный анализ прежней и новой редакции указанных статей. Можно говорить о том, что информационное письмо вышло достаточно оперативно, с целью упредить возможные двоякие толкования новелл правоприменителями.

Статья 178 ГК РФ в своем нынешнем виде содержит лишь примерный перечень заблуждений, которые могут повлечь признание сделки недействительной. В связи с этим ВАС РФ разъясняет, что помимо случаев, перечисленных в норме, может иметь значение заблуждение о любом обстоятельстве, имеющем существенное значение для сделки (п. 2 Информационного письма).

С другой стороны, не является основанием для признания сделки недействительной заблуждение относительно ее правовых последствий. При этом следует отличать заблуждение о правовых последствиях от заблуждения о правовой природе сделки. Последнее выражается в том, что лицо совершает не ту сделку, которую собиралось совершить (п. 3).

Применяя статью 178 ГК РФ, следует оценивать обстоятельства, которые предшествовали заключению сделки и которые могут свидетельствовать об отсутствии заблуждений на стороне истца (п. 4). Необходимо также установить, проявил ли истец должную осмотрительность (п. 5).

Что же касается обмана по статье 179 ГК РФ, то он может выражаться не только в некоем действии, сообщении недостоверной информации будущему контрагенту, но и в бездействии – умолчании о существенных для сделки обстоятельствах, которые следовало сообщить, действуя добросовестно (п. 7).

Обман может исходить не только от контрагента, но и от третьего лица, с которым контрагент был в сговоре, например, от оценщика (п. 8)

Для признания сделки недействительной по статье 179 ГК РФ в связи с применением насилия не требуется наличие возбужденного уголовного дела. Факт насилия, угрозы его применения может доказываться другими доказательствами, в частности, свидетельскими, письменными (п. 12).

Угроза может касаться совершения как неправомерных, так и правомерных действий. В обоих случаях считается, что сделка заключается не в результате самостоятельного свободного волеизъявления. Потерпевшая сторона не желает правовых последствий, которыми ей угрожают, а потому заключенная сделка может быть признана недействительной.

В то же время следует учитывать, что действие, совершением которого угрожали потерпевшему, имеет значение для применения статьи 179 ГК РФ, если оно напрямую не связано с существом, содержанием или последствиями той сделки, которая была в результате этой угрозы совершена (п. 14).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *